Проходной кран – повелитель потока
Ежеминутно и каждый день по магистралям трубопроводов перемещаются огромные объемы разнообразных веществ – нефтепродукты и вода, масла и газы. Одним из элементов запорной арматуры, несущим ответственность за перемещение транспортных потоков есть шаровой проходной кран.
В его функции входит пуск и остановка, регулирование, а благодаря конструкции некоторых видов и смешивание транспортируемых сред.
Главное о кране
Проходной регулирующий кран рекомендован для запора и регулирования интенсивности и пуска среды потока. Шаровой кран выделяется из последовательности проходных минимальными гидравлическими утратами, каковые достигаются благодаря затвору-шару. Как раз такая форма запорного устройства употребляется в магистральных газопроводах.
Имеется еще последовательность преимуществ, каковые заключаются:
- в несложной конструкции арматурного узла;
- высокой степени герметичности;
- устойчивости к агрессивным средам;
- несложном управлении;
- компактности;
- четко ограниченном радиусе поворота рукояти;
- возможности смешивания нескольких потоков;
- универсальной пропускной способности – от жидких, до вязких сред, и сред с примесями (шлам, пульпа).
Для шаровых кранов по большей части употребляется латунь, сталь, чугун, полипропилен, полиэтилен, алюминий и керамика. Гнезда изготавливаются из графита, пластмассы, различных металлов и резины.
Конструкция шарового крана
Проходной шаровый кран является арматурой с запорным четверть вращающим механизмом. Основной его задачей есть полное открывание или перекрывание, но не регулирование силы транспортного потока. При неполном открытии запора в трубах с большим давлением смогут образовываться завихрения, каковые неспешно приводят к утрата герметичности.
Принцип работы запорного узла несложен – поворотом рукояти против часовой стрелки на 90 ° кран считается всецело открытым, в то время, когда рычаг находится параллельно трубе, и закрытым – в положении перпендикулярно ей.
Арматурный узел представляет собой:
- сферический запор, имеющий сквозное отверстие;
- 2 седла, удерживающих сферу;
- шпиндель;
- корпус, в котором перечисленные выше элементы находятся;
- рукоятка управления, соединяющаяся со шпинделем.
Корпус крана возможно монолитным либо разборным. Неразборная конструкция негодна для ремонта и техобслуживания, исходя из этого цена её низка. Разборный вариант возможно ремонтировать, что разрешает эксплуатировать его весьма долго.
Маленький диаметр отверстия в шаровом запоре не требует громадных упрочнений для управления им. Громадный диаметр прохода может "настойчиво попросить" применения более долгого рычага либо автоматического приводного устройства.
Обратите внимание! Долгая рукоятка не всегда уместна, в особенности, в случае если кран устанавливается в стесненных условиях. Другие трубы смогут мешать развернуть ее, выходом из обстановки может стать установка электропривода на кран.
Сферы применения
Шаровая запорная арматура на сегодня незаменима в химической, нефте- и газодобывающей индустрии, в коммунальных хозяйствах, снабжающих жилые дома газом и теплом. В квартирах такие устройства ставят на подводящих к технике трубах.
Применение узлов происходит в строгом соответствии с их классом герметичности.
Упорядочивание этого процесса регламентировано ГОСТом 24856-81, в соответствии с которым корпус крана имеет определенный цвет в соответствии с его применением:
- водяной транспортный поток обозначается синим цветом;
- газовый – желтым;
- нефтяной и нефтепродуктов – тёмным.
Классификация запорных устройств
По методу присоединения к трубопроводу шаровые запорные устройства имеют следующие виды:
- фланцевые – бывают разборными и литыми, выдерживают большое давление и исходя из этого приветствуются в магистралях с диаметром поперечного сечения более 46 мм нефтеперерабатывающих заводов и газодобывающей промышленности;
- муфтовые – удачно употребляются в трубопроводах с сечением до 45 мм, в коммунальных отопительных, газо- и водопроводных системах;
- штуцерные – значительно чаще употребляются в пищевой и химической индустрии, основное преимущество –многоразовый монтаж и ремонтопригодность/демонтаж;
- приварные – свойственны для применения в строительной области, устанавливается единожды, цена относительно низка;
- комбинированные – вероятны варианты монтажа, смогут управляться, находясь глубоко в земле, благодаря удлиненной оси вентиля.
По направлению транспортного потока и количеству патрубков:
- проходные – входное/выходное отверстие находятся на одной оси, монтируются на ровных участках труб различного диаметра;
- угловые – оси отверстий расположены перпендикулярно друг другу, по большей части находятся в точках подключения к бытовым устройствам, к примеру, к батарее;
- трехходовые (смесители);
- многоходовые.
В зависимости от пропускной свойства разделяют:
- полнопроходные – до 100%;
- стандартные – до 50%;
- неполнопроходные 70–80% потока.
Диаметр отверстия в затворе полнопроходного шарового крана сходится с внутренним диаметром трубопровода, в связи с чем гидравлическое сопротивление сведено к минимуму, как и утрата напора. Такая арматура прекрасно подходит для жидкостных сред.
Отверстие в шаре неполнопроходного узла, наоборот, меньше и возможно конусовидной формы (одно или два симметричных прохода) в связи с чем отмечается большее гидравлическое сопротивление. Маленький диаметр «облегчает» такие краны, они долговечны, потому, что пропускают нагрузки и небольшие потоки на шар уменьшаются, выгодно отличаются в цене.
Главные правила монтажа
Не следует напоминать, что от грамотной установки арматурного узла зависит качество работы и эксплуатационный срок.
Неспециализированная инструкция по монтажу предусматривает:
- обеспечение и места Окончательный выбор установки свободного подступа к нему для ремонтных работ и монтажа в будущем.
- Необходимость проверить соответствие таких параметров, как трубы и диаметр крана, пропускная его совместимость и способность затвора с рабочими условиями (вида среды, большим давлением в трубопроводе и температурой).
- Знать направление транспортируемого потока, о чем дополнительно показывают стрелки «вход/выход» на корпусе устройства.
- Соответствие типов и расположения резьбы.
- Применение герметизирующей ленты в резьбовых элементах, каковые должны накручиваться с определенным упрочнением для гарантированной герметизации.
Обратите внимание! Дабы правильно намотать ФУМ-ленту своими руками, вы должны видеть перед собой открытую наружную резьбу со стороны места присоединения. Наматывать ленту следует по ходу часовой стрелки.
- При фланцевом соединении их конструкции на трубе и кране должны совпадать.
Подведение итогов
Запорная арматура, соответствующая характеристикам трубопровода и пропускаемой среде, будет функционировать как следует и долгое время. Преимущества затвора, простой и одновременно идеальной формы, с успехом употребляются как в промышленном, так и бытовом секторе.
На видео в данной статье продемонстрирован один из вариантов применения проходного крана (в этом примере – для организации капельного полива).