Проходной кран – повелитель потока

18-09-2017
Водоснабжение

Ежеминутно и каждый день по магистралям трубопроводов перемещаются огромные объемы разнообразных веществ – нефтепродукты и вода, масла и газы. Одним из элементов запорной арматуры, несущим ответственность за перемещение транспортных потоков есть шаровой проходной кран.

В его функции входит пуск и остановка, регулирование, а благодаря конструкции некоторых видов и смешивание транспортируемых сред.

Из «племени» шаровых

Главное о кране

Проходной регулирующий кран рекомендован для запора и регулирования интенсивности и пуска среды потока. Шаровой кран выделяется из последовательности проходных минимальными гидравлическими утратами, каковые достигаются благодаря затвору-шару. Как раз такая форма запорного устройства употребляется в магистральных газопроводах.

Размеры промышленного крана поражают

Имеется еще последовательность преимуществ, каковые заключаются:

  • в несложной конструкции арматурного узла;
  • высокой степени герметичности;
  • устойчивости к агрессивным средам;
  • несложном управлении;
  • компактности;
  • четко ограниченном радиусе поворота рукояти;
  • возможности смешивания нескольких потоков;
  • универсальной пропускной способности – от жидких, до вязких сред, и сред с примесями (шлам, пульпа).

Для шаровых кранов по большей части употребляется латунь, сталь, чугун, полипропилен, полиэтилен, алюминий и керамика. Гнезда изготавливаются из графита, пластмассы, различных металлов и резины.

Конструкция шарового крана

Проходной шаровый кран является арматурой с запорным четверть вращающим механизмом. Основной его задачей есть полное открывание или перекрывание, но не регулирование силы транспортного потока. При неполном открытии запора в трубах с большим давлением смогут образовываться завихрения, каковые неспешно приводят к утрата герметичности.

Принцип работы запорного узла несложен – поворотом рукояти против часовой стрелки на 90 ° кран считается всецело открытым, в то время, когда рычаг находится параллельно трубе, и закрытым – в положении перпендикулярно ей.

На фото рассмотрено строение шарового арматурного узла

Арматурный узел представляет собой:

  • сферический запор, имеющий сквозное отверстие;
  • 2 седла, удерживающих сферу;
  • шпиндель;
  • корпус, в котором перечисленные выше элементы находятся;
  • рукоятка управления, соединяющаяся со шпинделем.

Корпус крана возможно монолитным либо разборным. Неразборная конструкция негодна для ремонта и техобслуживания, исходя из этого цена её низка. Разборный вариант возможно ремонтировать, что разрешает эксплуатировать его весьма долго.

Маленький диаметр отверстия в шаровом запоре не требует громадных упрочнений для управления им. Громадный диаметр прохода может "настойчиво попросить" применения более долгого рычага либо автоматического приводного устройства.

Обратите внимание! Долгая рукоятка не всегда уместна, в особенности, в случае если кран устанавливается в стесненных условиях. Другие трубы смогут мешать развернуть ее, выходом из обстановки может стать установка электропривода на кран.

Длинный рычаг заметно уменьшает ваши усилия

Сферы применения

Шаровая запорная арматура на сегодня незаменима в химической, нефте- и газодобывающей индустрии, в коммунальных хозяйствах, снабжающих жилые дома газом и теплом. В квартирах такие устройства ставят на подводящих к технике трубах.

Применение узлов происходит в строгом соответствии с их классом герметичности.

Упорядочивание этого процесса регламентировано ГОСТом 24856-81, в соответствии с которым корпус крана имеет определенный цвет в соответствии с его применением:

  • водяной транспортный поток обозначается синим цветом;
  • газовый – желтым;
  • нефтяной и нефтепродуктов – тёмным.

Классификация запорных устройств

По методу присоединения к трубопроводу шаровые запорные устройства имеют следующие виды:

  • фланцевые – бывают разборными и литыми, выдерживают большое давление и исходя из этого приветствуются в магистралях с диаметром поперечного сечения более 46 мм нефтеперерабатывающих заводов и газодобывающей промышленности;
Фланцевый кран
  • муфтовые – удачно употребляются в трубопроводах с сечением до 45 мм, в коммунальных отопительных, газо- и водопроводных системах;
  • штуцерные – значительно чаще употребляются в пищевой и химической индустрии, основное преимущество –многоразовый монтаж и ремонтопригодность/демонтаж;
  • приварные – свойственны для применения в строительной области, устанавливается единожды, цена относительно низка;
Кран под приварку
  • комбинированные – вероятны варианты монтажа, смогут управляться, находясь глубоко в земле, благодаря удлиненной оси вентиля.

По направлению транспортного потока и количеству патрубков:

  • проходные – входное/выходное отверстие находятся на одной оси, монтируются на ровных участках труб различного диаметра;
  • угловые – оси отверстий расположены перпендикулярно друг другу, по большей части находятся в точках подключения к бытовым устройствам, к примеру, к батарее;
Арматура, которая есть в каждой квартире
  • трехходовые (смесители);
  • многоходовые.

В зависимости от пропускной свойства разделяют:

  • полнопроходные – до 100%;
  • стандартные – до 50%;
  • неполнопроходные 70–80% потока.
Пример неполнопроходного запорного устройства, видно, что диаметр отверстия в шаре меньше, чем внутренний диаметр трубы

Диаметр отверстия в затворе полнопроходного шарового крана сходится с внутренним диаметром трубопровода, в связи с чем гидравлическое сопротивление сведено к минимуму, как и утрата напора. Такая арматура прекрасно подходит для жидкостных сред.

Отверстие в шаре неполнопроходного узла, наоборот, меньше и возможно конусовидной формы (одно или два симметричных прохода) в связи с чем отмечается большее гидравлическое сопротивление. Маленький диаметр «облегчает» такие краны, они долговечны, потому, что пропускают нагрузки и небольшие потоки на шар уменьшаются, выгодно отличаются в цене.

Главные правила монтажа

Не следует напоминать, что от грамотной установки арматурного узла зависит качество работы и эксплуатационный срок.

Неспециализированная инструкция по монтажу предусматривает:

  1. обеспечение и места Окончательный выбор установки свободного подступа к нему для ремонтных работ и монтажа в будущем.
  2. Необходимость проверить соответствие таких параметров, как трубы и диаметр крана, пропускная его совместимость и способность затвора с рабочими условиями (вида среды, большим давлением в трубопроводе и температурой).
Для контроля давления можно установить манометр
  1. Знать направление транспортируемого потока, о чем дополнительно показывают стрелки «вход/выход» на корпусе устройства.
  2. Соответствие типов и расположения резьбы.
  3. Применение герметизирующей ленты в резьбовых элементах, каковые должны накручиваться с определенным упрочнением для гарантированной герметизации.

Обратите внимание! Дабы правильно намотать ФУМ-ленту своими руками, вы должны видеть перед собой открытую наружную резьбу со стороны места присоединения. Наматывать ленту следует по ходу часовой стрелки.

  1. При фланцевом соединении их конструкции на трубе и кране должны совпадать.

Подведение итогов

Запорная арматура, соответствующая характеристикам трубопровода и пропускаемой среде, будет функционировать как следует и долгое время. Преимущества затвора, простой и одновременно идеальной формы, с успехом употребляются как в промышленном, так и бытовом секторе.

На видео в данной статье продемонстрирован один из вариантов применения проходного крана (в этом примере – для организации капельного полива).