Температурный график системы отопления: знакомимся с режимом

27-09-2017
Отопление

Каким закономерностям подчиняются трансформации температуры теплоносителя в системах центрального отопления? Что это такое - температурный график системы отопления 95-70? Как привести параметры отопления в соответствие с графиком? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Температура батарей взаимосвязана с погодой на улице.

Что это такое

Начнем с пары отвлеченных тезисов.

  • С трансформацией погодных условий потери тепла любого здания изменяются за ними. В заморозки чтобы сохранить в квартире постоянную температуру, требуется куда больше тепловой энергии, чем в теплую погоду.

Уточним: затраты тепла определяются не безотносительным значением температуры воздуха на улице, а дельтой между внутренними помещениями и улицей. Так, при +25С в квартире и -20 во дворе затраты тепла будут совершенно верно такими же, как при +18 и -27 соответственно.

  • Тепловой поток от отопительного прибора при постоянной температуре теплоносителя также будет постоянным. Падение температуры в помещении пара увеличит его (опять-таки за счет повышения дельты между воздухом и теплоносителем в помещении); но этого повышения будет категорически не хватает для компенсации возросших теплопотерь через ограждающие конструкции. Легко вследствие того что нижний порог температуры в квартире действующие СНиП ограничивают 18-22 градусами.

Очевидное решение проблемы роста утрат - увеличение температуры теплоносителя.

Разумеется, ее рост должен быть пропорционален понижению уличной температуры: чем холоднее за окном, тем тяжелые потери тепла нужно будет компенсировать. Что, фактически, и подводит нас к идее создания определенной таблицы согласования обоих значений.

Итак, график температурный системы отопления - это описание зависимости температур подающего и обратного трубопроводов от текущей погоды на улице.

Как все устроено

Существует два различных типа графиков:

  1. Для тепловых сетей.
  2. Для внутридомовой отопительной системы.
Взаимосвязь температур подачи в трассе и в доме.

Дабы разъяснить отличие между этими понятиями, возможно, стоит начать с краткого экскурса в то, как устроено центральное отопление.

ТЭЦ - тепловые сети

Функция данной связки - нагреть теплоноситель и доставить его конечному потребителю. Протяженность теплотрасс в большинстве случаев измеряется километрами, суммарная площадь поверхности - тысячами и тысячами квадратных метров. Не обращая внимания на меры по теплоизоляции труб, теплопотери неизбежны: пройдя путь от ТЭЦ либо котельной до границы дома, техническая вода успеет частично остыть.

Из этого - вывод: чтобы она дошла до потребителя, сохранив приемлемую температуру, подача теплотрассы на выходе из ТЭЦ должна быть максимально горячей. Ограничивающим причиной есть точка кипения; но при увеличении давления она смещается в сторону увеличения температуры:

Давление, атмосферы Температура кипения, градусы по Цельсию
1 100
1,5 110
2 119
2,5 127
3 132
4 142
5 151
6 158
7 164
8 169

Обычное давление в подающем трубопроводе теплотрассы - 7-8 атмосфер. Такое значение кроме того с учетом утрат напора при транспортировке разрешает запустить отопительную систему в зданиях высотой до 16 этажей без дополнительных насосов. Вместе с тем оно безопасно для автострад, стояков и подводок, шлангов прочих элементов и смесителей систем отопления и ГВС.

Внутри гибких шлангов смесителя такое же давление, как в теплотрассе.

С некоторым запасом верхняя граница температуры подачи принята равной 150 градусам. Наиболее обычные температурные графики отопления для теплотрасс лежат в диапазоне 150/70 - 105/70 (температуры подающей и обратной автострады).

Дом

В домовой системе отопления действует последовательность дополнительных ограничивающих факторов.

  • Большая температура теплоносителя в ней не имеет возможности быть больше 95 С для двухтрубной и 105 С для однотрубной системы отопления здания.

Кстати: в дошкольных воспитательных учреждениях ограничение куда более твёрдое - 37 С. Цена понижения температуры подачи - повышение количества секций радиаторов: на севере страны помещения групп в детских садах практически опоясаны ими.

Вдоль стен тянется ряд радиаторов отопления.
  • Дельта температур междуподающим и обратным трубопроводами по понятным обстоятельствам должна быть по возможности маленькой - в противном случае температура батарей в здании будет очень сильно различаться. Это подразумевает стремительную циркуляцию теплоносителя. Но через чур стремительная циркуляция через домовую систему отопления приведет к тому, что вода обратки будет возвращаться в автостраду с непомерно большой температурой, что в силу последовательности технических ограничений в работе ТЭЦ неприемлемо.

Неприятность решается монтажом в каждом доме одного либо нескольких элеваторных узлов, в которых к струе воды из подающего трубопровода подмешивается обратка. Полученная смесь, фактически, и снабжает стремительную циркуляцию громадного объема теплоносителя без перегрева обратного трубопровода автострады.

Схема работы элеватора.

Для внутридомовых сетей задается отдельный график температур с учетом схемы работы элеватора. Для двухтрубных контуров обычен температурный график отопления 95-70, для однотрубных (что, но, уникальность в многоквартирных зданиях) - 105-70.

Климатические территории

Главной фактор, определяющий метод составления графика - расчетная зимняя температура. Таблица температур теплоносителя должна быть составлена так, дабы большие значения (95/70 и 105/70) в пик морозов снабжали соответствующую СНиП температуру в жилых помещениях.

Приведем пример внутридомового графика для следующих условий:

  • Отопительные устройства - радиаторы с подачей теплоносителя снизу вверх.
  • Отопление - двухтрубное, со стоячной разводкой труб.
Такая схема типична для домов советской постройки.
  • Расчетная температура уличного воздуха - -15 С.
Температура наружного воздуха,С Подача, С Обратка, С
+10 30 25
+5 44 37
0 57 46
-5 70 54
-10 83 62
-15 95 70

Нюанс: при определении внутридомовой системы и параметров трассы отопления берется средняя за сутки температура. В случае если ночью будет -15, а днем -5, в качестве наружной температуры фигурируют -10С.

А вот кое-какие значения расчетных зимних температур для городов России.

Город Расчетная температура, С
Архангельск -18
Белгород -13
Волгоград -17
Верхоянск -53
Иркутск -26
Краснодар -7
Москва -15
Новосибирск -24
Ростов-на-Дону -11
Сочи +1
Тюмень -22
Хабаровск -27
Якутск -48
На фото - зима в Верхоянске.

Регулировка

В случае если за параметры автострады отвечает управление ТЭЦ и тепловых сетей, то ответственность за параметры внутридомовой сети возлагается на жилищников. Очень обычна обстановка, в то время, когда при жалобах жильцов на мороз в квартирах замеры показывают отклонения от графика в нижнюю сторону. Чуть реже не редкость так, что замеры в колодцах тепловиков показывают завышенную температуру обратки с дома.

Как своими руками привести параметры отопления в соответствие с графиком?

Рассверливание сопла

При заниженной температуре смеси и обратки очевидное решение -увеличить диаметр сопла элеватора. Как это делается?

Инструкция - к услугам читателя.

  1. Перекрываются все задвижки либо вентиля в элеваторном узле (входные, домовые и ГВС).
  2. Демонтируется элеватор.
  3. Сопло вынимается и рассверливается на 0,5-1 мм.
  4. Элеватор планирует и запускается со стравливанием воздуха в обратном порядке.

Совет: вместо паронитовых прокладок на фланцы возможно поставить резиновые, вырезанные по размеру фланца из автомобильной камеры.

Альтернатива - установка элеватора с регулируемым соплом.

Глушение подсоса

В критической ситуации (замерзающие квартиры и сильные холода) сопло возможно всецело снято. Дабы подсос не стал перемычкой, он глушится блином из металлического страницы толщиной не меньше миллиметра.

После демонтажа сопла глушится нижний фланец.

Внимание: это экстренная мера, использующаяся в крайних случаях, потому, что в этом случае температура радиаторов в доме может быть около 120-130 градусов.

Регулировка перепада

При завышенных температурах в качестве временной меры до окончания отопительного сезона практикуется регулировка перепада на элеваторе задвижкой.

  1. ГВС переключается на подающий трубопровод.
  2. На обратку устанавливается манометр.
  3. Входная задвижка на обратном трубопроводе всецело закрывается и позже неспешно раскрывается с контролем давления по манометру. В случае если задвижку, просадка щечек на штоке может остановить и разморозить контур. Перепад понижается за счет увеличения давления на обратке по 0,2 атмосферы в день с ежедневным контролем температур.
ГВС (3) включается с подачи. Перепад убирается нижней входной задвижкой (1).

Заключение

Еще раз напомним: последние две советы смогут использоваться только в критических обстановках в качестве временных мер. Как неизменно, с дополнительной тематической информацией читателя познакомит прикрепленное к статье видео. Удач!