Фланцевый кран: виды, использование, особенности монтажа

Как устроены вентиля, монтируемые на фланцах? В каких случаях оправдано их применение в инженерных коммуникациях? Имеется ли какие-то тонкости у монтажа этих элементов запорной арматуры? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Наш герой - стальной фланцевый вентиль.

Классификация

Сначала разберемся, какими бывают фланцевые вентиля.

Устройство

По методу, которым перекрывается вода, возможно выделить четыре класса вентилей.

  1. Винтовые. На штоке с резьбой подвижно закреплен клапан, который прижимается к седлу в корпусе вентиля. Герметичность обеспечивается сальниковой набивкой.Она представляет собой уплотняющую шайбу, которую притягивает к корпусу накидная гайка либо пара болтов. Данный тип вентилей имеет последовательность специфических недочётов:
    • Они смогут пропускать воду только в одном направлении. Противоток не просто нежелателен: он страшен, потому, что может привести к отрыву клапана с сопровождающим его гидроударом.
    • Они имеют высокое гидравлическое сопротивление благодаря сложной форме и относительно малому размеру отверстия в седле.
    • Они требуют периодической набивки сальника, который вырабатывается не только при активном применении вентиля, но и при простое.
    • Резиновые либо паронитовые прокладки изнашиваются при работе и также требуют периодической замены.

    Увидьте: песок либо окалина, попавшие под клапан, довольно часто приводят к полному либо частичному разрушению прокладки. Ее ресурс сокращает и высокая температура среды.

    На фото - чугунные винтовые вентиля.
    1. Пробковые. В них поток перекрывается конической пробкой со сквозным отверстием. Без обычных неприятностей не обошлось и тут.
      • При громадном размере вентиля (скажем, ДУ65) поворот пробки требует больших упрочнений: сопротивление растет пропорционально повышению соприкасающихся корпуса и поверхностей пробки.
      • Периодическая набивка сальника требуется и в этом случае.
      • Шиберные. Их устройство ближе к задвижке, чем к вентилю: резьбовой шток опускает конический клапан между двух зеркал (кольцевых уплотнителей из латуни). Вместо сальника обычно употребляются долговечные резиновые либо полимерные уплотнители; единственная хорошая упоминания неприятность — неработоспособность вентиля при обрастании зеркал жёсткими отложениями.
      • Шаровые. Латунный либо изготовленный из нержавеющей стали шар со сквозным отверстием вращается в корпусе вентиля при повороте рукоятки. Его фиксирует пара кольцевых седел, изготовленных из фторопласта либо тефлона; прокладка из этого же материала герметизирует шток.

      Шаровые вентиля наиболее практичны, эргономичны, долговечны и отказоустойчивы; наряду с этим цена шарового вентиля мало отличается от других конструкций того же размера.

      Шаровый вентиль ДУ 65.

      Среда

      Большинство предлагаемых рынком фланцевых вентилей для труб ориентирована на применение в системах отопления и водоснабжения.

      Но возможно встретить и решения, предназначенные для других рабочих сред.

      • Газовые шаровые фланцевые краны имеют повышенное уровень качества обработки поверхности шара, что предотвращает мельчайшие утечки. В большинстве случаев, они маркируются желтым цветом ручки.
      Газовая запорная арматура маркируется желтым цветом.

      Любопытно: инструкция производителя в большинстве случаев разрешает применять газовые вентиля в трубопроводах, транспортирующих не только газ, но и воду, пар и нефтепродукты с температурой до 150 С.

      • Шаровый паровой вентиль применяет термостойкие тефлоновые уплотнительные кольца, разрешающие ему работать в среде с температурой до 250 С.

      Функциональность

      Большинство фланцевых кранов дает только одну возможность — всецело перекрыть ток среды через трубопровод.

      Но существуют и более экзотические варианты.

      • Шаровый фланцевый регулирующий кран разрешает дросселировать трубопровод, плавно меняя его проходимость. Ключевое отличие регулирующих вентилей от простых шаровых — в форме отверстия в закрывающем шаре: оно делается не круглым, а круглым либо более сложной формы.
      • Трехходовойшаровый вентиль также отличается формой выреза: в этом случае он делается угловым, что разрешает реализовать принцип «или-или». Поток воды из трубопровода номер 1 направляется в трубу номер 2 либо номер 3.
      Справа - еще более экзотическая схема. Вентиль позволяет соединить между собой любые два или все три отвода.

      применение и Размеры

      Размеры всех производящихся отечественной индустрией фланцевых вентилей берутся по ГОСТу за номером28343-89.

      Любопытно: в принципе размеры фланцев, а также для запорной арматуры, регламентируются отдельным стандартом — ГОСТ 12815-80. Но данный документ всецело дублирует последовательность размеров из ГОСТ 28343-89.

      Приведем эти размеры в дюймах и миллиметрах.

      ДУ Размер в дюймах
      10 3/8
      15 1/2
      20 3/4
      25 1
      32 1 1/4
      40 1 1/2
      50 2
      65 2 1/2
      80 3
      100 4
      150 6
      200 8
      250 10
      300 12
      350 14
      400 16
      450 18
      500 20

      Каких размеры трубопровода оправдывают использование фланцевых вентилей при монтаже систем отопления либо водоснабжения своими руками?

      Согласно точки зрения автора — начиная с ДУ40. Фланцевый шаровый кран ДУ25 либо ДУ32 лучше заменить муфтовым: резьбу этого размера без особенных упрочнений возможно нарезать вручную, трубной плашкой, а вот фланец нужно будет приваривать, что обычно проблематичнее и требует полного осушения трубопровода.

      Элеваторный узел. Вентиля небольших диаметров - муфтовые.

      Одновременно с этим при громадном размере резьбы кроме того попытка стронуть с места контргайку на сгоне требует непомерно громадных упрочнений. Фланцевый шаровый кран ДУ80 демонтировать либо заменить куда несложнее, чем разобрать резьбовое соединение того же диаметра.

      Нюанс: в отличие от резьбы, фланец не требует установки сгона и может использоваться в условиях недостатка длины прямого участка трубопровода. Но разборка фланцевых соединений малых размеров, стянутых металлическими болтами — не для слабонервных. В большинстве случаев, болты несложнее срезать, чем раскрутить.

      Монтаж

      Хитростей у сборки фланцевого соединения мало.

      • Для герметизации в большинстве случаев употребляются паронитовые прокладки. Но их возможно заменить самостоятельно вырезанными из ветхой автомобильной камеры. Не забудьте покинуть с краю прокладки язычок, который разрешит вам завести ее между фланцев.
      Для герметизации фланцевого соединения используются прокладки из паронита - жесткой термостойкой резины.
      • Чтобы не было перекосов фланец стягивается крест-накрест, по одному — два оборота ключа за раз.
      • Болты лучше располагать с одной стороны фланца. , если его плоскость горизонтальна, болты заводятся сверху. Так легче наживить гайки; помимо этого, падение с высоты легкой гайки с меньшей возможностью причинит травму находящемуся внизу человеку.

      Заключение

      Сохраняем надежду, что наше пара поверхностное знакомство с целым классом запорной арматуры окажет помощь читателю в выборе решений для собственных проектов. Видео в данной статье, как в большинстве случаев, содержит дополнительные материалы. Удач!

      Добавить комментарий