Шибер для вентиляции: устройство, цели применения,

26-10-2017
Вентиляция

Что это за приспособление - вентиляционный шибер? Для чего он используется?  Из чего состоит шибер и как он встраивается в вентиляционный канал?

Чем его возможно заменить? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Наш герой.

Что это такое

Перед нами несложный клапан для перекрытия и регулировки вентиляционного канала. Он представляет собой плоскую задвижку толщиной около миллиметра, выполненную, в большинстве случаев, из оцинкованного металлического страницы.

Задвижка, в зависимости от размеров шибера, может двигаться по направляющим двух типов:

  • При маленьком размере воздуховода (приблизительно до 250 мм) - в щелевом кармане.
Шибер с щелевым карманом.
  • В каналах с большей пропускной свойством задвижка зафиксирована парой уголков. Такие направляющие легче очистить от загрязнений; к тому же они создают пара меньшее сопротивление при закрытии и открытии клапана.

Увидьте: независимо от типа направляющих задвижка не перекрывает воздуховод герметично и не снабжает полного отсутствия утечек из него в открытом положении. Как следствие, шибер нельзя использоваться в качестве клапана для пожарной либо аварийной вентиляции.

Классификация

Какими бывают шиберные задвижки для вентиляционных систем? По каким показателям они смогут классифицироваться?

Форма воздуховода

Обычный промышленный воздуховод имеет круглую форму. Обстоятельство банальна: круглое сечение имеет большую площадь при минимальной длине окружности. Как следствие, при фиксированной толщине стены цена погонного метра канала с определенной пропускной свойством выясняется минимальной.

Чуть реже употребляются прямоугольные короба.

Для чего они необходимы?

  • В этом случае куда несложнее монтаж калориферов, снабжающих подогрев приточного воздуха. Они в главной массе имеют квадратную либо прямоугольную форму: производство водяных нагревательных устройств под круглое сечение просто-напросто нетехнологично.
  • Прямоугольный воздуховод несложнее запрятать за подвесным потолком либо фальшстеной. При том же сечении, что и круглый, он способен занимать меньше нужного пространства.

Как нетрудно додуматься, шиберные задвижки производятся под воздуховоды обоих типов. В первом случае они монтируются на раструбах с их последующим уплотнением; во втором - употребляются фланцевые соединения.

Прямоугольный шибер под фланцевый монтаж.

 

Угол к оси воздуховода

Обычная шиберная задвижка перекрывает воздуховод, рассекая его под углом 90 градусов к  продольной оси. Кроме того при относительно низких скоростях потока воздуха частично закрытый клапан, порождая завихрения, делается источником сильного шума. Как раз исходя из этого он не употребляется для регулировки проходимости канала.

В системах пневмотранспорта, но, часто появляется потребность как раз в частичном ограничении проходимости воздуховода. В этом случае употребляется косой шибер, рассекающий поток под углом 45 градусов.

Его форма разрешает убить сходу двух зайцев:

  • Уровень шума значительно снижается благодаря меньшему количеству завихрений на препятствии.
При дросселировании косым шибером возникает меньше турбулентностей.
  • Делается вероятной более правильная регулировка пропускной свойстве канала: смещение задвижки на фиксированную величину свидетельствует меньшее в процентном отношении изменение живого сечения.

Монтаж

Как своими руками установить шиберный вентиляционный клапан? Правильнее, чем уплотнить соединения?  Инструкция в полной мере предсказуемо найдется в СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы".

Бесфланцевое соединение

Условия эксплуатации Используемые материалы
Температура до 40 градусов Герметизирующая лента "Герлен"
Температура до 70 градусов при круглом сечении воздуховода Мастика "Бутепрол"
Температура до 60 градусов при круглом сечении воздуховода Термоусадочные манжеты, термоусадочная лента
Лента

Помимо этого: практикуется герметизация раструбных соединений силиконовыми герметиками. СНиП не запрещает их использование: по окончании списка которых рекомендуют материалов в нем оговаривается возможность применения способов герметизации, не вошедших в данный список.

 Фланцевое соединение

Условия эксплуатации Используемые материалы
Транспортировка воздуха с температурой до 70 градусов Поролон, полимерный мастичный жгут, разные виды резины (включая пористую)
Транспортировка воздуха с температурой более чем 70 градусов Асбестовый картон, асбестовый шнур
Транспортировка паров кислот Кислотостойкая резина

Для фланцевых соединений СНиП раздельно оговаривает кое-какие особенности сборки.

  • Подвес либо опора, крепящие воздуховод, не должны приходиться на фланец.
  • Все болты должны размешаться с одной стороны от фланца.
Болты находятся с одной стороны фланцевого соединения.
  • При горизонтальном положении фланца болты должны находиться сверху от него, гайки - снизу.

Комментарий: эта совет связана с банальной безопасностью. Болт тяжелее гайки и при падении с высоты может нанести более тяжелые травмы.

Альтернативы

В их число входят клапаны и многочисленные заслонки, различающиеся как по делаемым функциям, так и по устройству.

Пожарные клапаны предназначены для своевременной остановки естественной либо принудительной вентиляции при возгорании, и, напротив, для массированной подачи воздуха к дорогам эвакуации людей.

В зависимости от исходного положения различают клапаны:

  • Нормально открытые;
  • Нормально закрытые;
  • Двойного действия.
На фото - нормально открытый пожарный клапан.

Для срабатывания клапана смогут употребляться:

  1. возвратной пружины и Комбинации соленоида. Соленоид может открывать клапан; закрывать его; удерживать в открытом и закрытом положении, противодействуя возвратной пружине; нести ответственность за срабатывание замка, отпускающего заслонку.
  2. Плавкий замок в наборе с пружиной. Клапана с таковой схемой работы недороги, но способны только на однократное срабатывание.
  3. Сервопривод с редуктором и мотором.

Помимо этого, вместо косых шиберов активно применяются дросселирующие заслонки с ручным либо электромеханическим приводом.

Дросселирующая заслонка.

 

Заключение

Будем считать, что наше знакомство с новым типом вентиляционного оборудования произошло. Как в большинстве случаев, видео в данной статье предложит вниманию читателя дополнительную тематическую данные.

Удач!