Элеватор отопления: первое знакомство

В данной статье нам предстоит узнать, что такое элеватор в системе отопления и как он устроен. Кроме функций, мы изучим режимы работы элеваторного узла и методы его регулировки. Итак, в путь.

Элеватор в процессе монтажа.

Что это такое

Функции

Говоря несложными словами, элеваторные узлы отопления — это необычные буферы между домовыми и теплотрассой инженерными системами.

Они совмещают пара функций:

  • Преобразуют перепад давлений между нитками автострады (3-4 атмосферы) в нужные для работы отопительного контура 0,2.
  • Помогают для запуска либо горячего систем водоснабжения и остановки отопления.
  • Разрешают переключаться между различными режимами работы системы ГВС.

Уточним: температура воды в кранах не должна быть больше 90-95 градусов. Летом, в то время, когда температура воды в подаче автострады не превышает 50-55 С, ГВС запитывается как раз с данной нитки. В пик холодов горячее водоснабжение приходится переключать на обратный трубопровод.

Элементы

Несложная схема элеваторного узла отопления включает:

  1. Несколько входных задвижек на подающей и обратной нитках. Подача неизменно расположена выше обратки.
  2. Несколько домовых задвижек, отсекающих элеваторный узел от системы отопления.
  3. Грязевики на подаче и, реже, на обратке.
На фото - грязевик, предотвращающий попадание песка и окалины в отопительный контур.
  1. Сбросники в контуре отопления, разрешающие всецело осушить его либо перепустить систему на сброс, выгнав из нее при запуске значительную часть воздуха. Сбросы считается хорошим тоном выводить в канализацию.
  2. Контрольные вентиля, разрешающие замерить давления и температуры подачи, обратки и смеси.
  3. Наконец, фактически водоструйный элеватор — снабженный фланцами тройник для труб с соплом в.
Простейший элеваторный узел.

Как работает элеваторная система отопления? В базе принципа ее работы лежит закон Бернулли, утверждающий, что статическое давление в потоке обратно пропорционально его скорости.

Более тёплая и находящаяся под более большим давлением вода из подающего трубопровода впрыскивается через сопло в раструб элеватора и формирует там, как ни парадоксально это звучит, территорию разрежения, вовлекающую через подсос часть воды из обратного трубопровода в повторный цикл циркуляции.

Тем самым обеспечиваются:

  • Громадной расход теплоносителя через контур при минимальном его расходе из автострады.
  • Выравнивание температур ближних к элеватору и дальних от него отопительных устройств.
Схема циркуляции воды.

Как распределяются давления, измеренные на протяжении отопительного сезона? Приведем обычные параметры.

Точка измерения Давление, кгс/см2
Подача по окончании входной задвижки 6,0
Обратка 3,2
Смесь по окончании элеватора 3,4
Давление смеси лишь чуть выше, чем давление в обратном трубопроводе трассы.

Температуры в автостраде и по окончании элеватора подчиняются так именуемому температурному графику, определяющим причиной в котором есть уличная температура. Большое значение для подающей нитки автострады — 150 градусов: при предстоящем нагреве вода закипит, не обращая внимания на избыточное давление. Большая температура смеси — 95 С для двухтрубных и 105 для однотрубных систем.

Кроме перечисленных элементов, элеватор системы отопления может включать врезки тёплого водоснабжения.

Вероятны две их главных конфигурации.

  1. В зданиях, выстроенных до конца 70-х годов, ГВС запитано через одну врезку в подачу и одну — в обратку.
  2. В более новых зданиях присутствует по две врезки на каждой нитке. На фланце для соединения труб между врезками ставится подпорная шайба с диаметром на 1-2 мм больше, чем диаметр сопла. Она снабжает перепад, достаточный чтобы при включении ГВС по схемам «из подачи в подачу» и «из обратки в обратку» через спаренные стояки и полотенцесушители непрерывно циркулировала вода.

Территории ответственности

Что такое элеваторный узел отопления — мы худо-бедно разобрались.

А кто за него отвечает?

  • Участок автострады в дома до фланцев входных задвижек — территория ответственности транспортирующей тепло организации (тепловых сетей).
  • Все, что по окончании входных задвижек, и сами задвижки — территория ответственности жилищной организации.

Но: подбор элеватора отопления по номеру (типоразмеру), расчет подпорных шайб и диаметра сопла выполняются теплосетями. Жилищники только снабжают демонтаж и монтаж.

Демонтированные сопла.

Контроль

Контролирующая организация — опять-таки теплосети.

Что именно они контролируют?

  • Пара раз в течение зимы проводятся контрольные замеры давлений и температур подачи, обратки и смеси. При отклонениях от температурного графика расчет элеватора отопления проводится заново с расточкой либо уменьшением диаметра сопла. Очевидно, этого не следует делать в пик холодов: при -40 на улице подъездное отопление может прихватить льдом уже через час по окончании остановки циркуляции.
  • В рамках подготовки к отопительному сезону проверяется состояние запорной арматуры. Проверка предельно несложна: все задвижки в узле перекрываются, по окончании чего раскрывается любой контрольный вентиль. В случае если вода из него поступает — необходимо искать неисправность; помимо этого, в любом положении задвижек у них не должно быть течей по сальникам.
  • Наконец, в конце отопительного сезона элеваторы в системе отопления наровне с самой системой проходят опробования на температуру. Теплоноситель при отключенной подаче ГВС разогревается до больших значений.

Управление

Приведем порядок исполнения некоторых операций, связанных с работой элеватора.

Запуск отопления

В случае если система заполнена, достаточно только открыть домовые задвижки — и циркуляция начнется.

Пара сложнее инструкция по запуску скинутой системы.

  1. Раскрывается сброс на обратном трубопроводе и закрывается сброс на подаче.
  2. Медлительно (чтобы не было гидроудара) раскрывается верхняя домовая задвижка.
  3. По окончании того, как в сброс отправится чистая, без воздуха, вода, он закрывается, по окончании чего раскрывается нижняя домовая задвижка.

Полезно: в случае если на стояках стоят современные шаровые вентиля, направление работы контура на сброс не имеет значения. А вот у винтовых стремительным противотоком может оторвать клапана, по окончании чего слесарю предстоит продолжительный и мучительный поиск обстоятельств остановки циркуляции в стояках.

Шаровые вентиля на стояках отопления.

Работа без сопла

При катастрофически низкой температуре обратки в пик холодов практикуется работа элеватора без сопла. В систему поступает теплоноситель из автострады, а не смесь. Подсос глушится металлическим блином.

Элеватор со снятым соплом и заглушенным подсосом.

Регулировка перепада

При завышенной обратке и неосуществимости своевременной замены сопла практикуется регулировка перепада задвижкой.

Как выполнить ее своими руками?

  1. Замеряется давление подачи, по окончании чего манометр ставится на обратку.
  2. Входная задвижка на обратке всецело закрывается и неспешно раскрывается с контролем давления по манометру. В случае если задвижку — ее щечки смогут не всецело опуститься по штоку и соскользнуть вниз позднее. Цена неправильного порядка действий — гарантированно размороженное подъездное отопление.
Щечки подвижно закреплены на штоке и могут сместиться под собственной тяжестью.

За один раз направляться убирать не более 0,2 атмосфер перепада. Повторный замер температуры обратки проводится через дни, в то время, когда все значения стабилизируются.

Заключение

Сохраняем надежду, что наш материал окажет помощь читателю разобраться в порядке регулировки и схеме работы элеваторного узла. Как в большинстве случаев, дополнительную данные его вниманию предложит прикрепленное видео. Удач!

Добавить комментарий